Галдор

• 4. Галдор Средний по Восточному гребню ЗА к/тр
  • 5. Галдор Главный по Южному гребню 4А к/тр
  • 6. Галдор Главный по Западному гребню 4Б к/тр
  • 7. Галдор Главный по Северной стене 5Б к/тр)
  • Галдор малый

2. Галдор Малый по Восточному гребню (маршрут скальный, 2А к/тр).

Путь от поляны "Нахашбита" (группа 4-12 человек) до площадок у черного камня описан в маршруте 1. От площадок по широкому осыпному, возможно заснеженному, склону кулуара подъем на седловину Суганского хребта между вершиной Малый Галдор слева и пиком Боткина справа. На седловине свернуть влево и выйти на скалы Восточного гребня вершины Малый Галдор. Отсюда по простым, местами крутым (страховка), скалам Восточного гребня взойти на Малый Галдор. От площадок у черного камня 2,5-3 часа. Спуск по пути подъема.

Это маршрут для "креста" - если конечно, без "паровоза". 4-6 человек благополучно идут 2а Малый + 3а Средний, к 14 - 15 и уже пьт чай в лагере

Оглавление

3. Галдор Малый по Западному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 2).

Путь от поляны "Нахашбита" (группа 4-12 человек) до площадок у черного камня описан в маршруте 1. От площадок подниматься по возможно заснеженному осыпному кулуару в направлении седловины между Средним и Малым Гал-дором. В средней части кулуара выйти из него и идти 200-250 м вверх по осыпным полкам и бараньим лбам его правой стороны. Затем по крутому ледово-снежному 80-100-метровому склону кулуара (возможен камнепад - страховка) подъем на правую сторону седловины хребта между Малым Галдором справа и Средним слева.

На седловине свернуть вправо и выйти на скалы Западного гребня Малого Галдора. Далее по простым, местами крутым, скалам гребня, преодолевая небольшие жандармы в лоб (Большой жандарм можно обойти справа со страховкой), взойти на Малый Галдор. От площадок у черного камня 3-4 часа. Спуск по пути подъема.

Галдор средний

4. Галдор Средний по Восточному гребню (маршрут комбинированный, ЗА к/тр,).

Путь от поляны "Нахашбита" (группа 4-8 человек) до седловины Суганского хребта между Средним и Малым Галдором описан в маршрутах 1 и 3. На седловине свернуть влево и выйти на скалы Восточного гребня вершины Средний Галдор. Отсюда по простым скалам гребня подойти к жандарму и обойти его справа по монолитным скалам средней трудности (крючьевая страховка). Далее по гребню, затем по крутым монолитным скалам средней трудности башни подъем 60-80 м на Средний Галдор. От площадок у черного камня 5- 6 часов. Спуск с дюльфером 30 м по пути подъема.

Галдор главный

5. Галдор Главный по Южному гребню (маршрут комбинированный А. Александрова, 4А к/тр).

Путь от поляны "Нахашбита" (группа 4-8 человек) до морены, ведущей к леднику Галдор, описан в маршруте 1. От морены траверсом вправо-вверх по осыпным склонам подойти к широкому кулуару, спускающемуся на юго-запад с Южного гребня Главного Галдора. Отсюда по широкому, постепенно сужающемуся, осыпному в верхней части, крутому ледово-снежному 600- 700-метровому кулуару подняться под скальные стенки Южного гребня (возможны камнепады). Из кулуара 20-30 м по крутым бараньим лбам ("живые" камни - крючьевая страховка), далее по простым плитам со снежными участками на площадку Южного гребня. На площадке исходный бивуак. От поляны "Нахашбита" 5-6 часов.

От площадки свернуть влево и по простому Южному гребню подойти под скальный взлет. По скалам выше средней трудности ("живые" камни - крючьевая страховка) 120-140 м вверх по левой стороне гребня на взлет. Отсюда по простым и средней трудности крутым скалам Южного острого гребня, затем по 10-12-метровой полке выйти к 12-15-метровому гладкому, выше средней трудности, внутреннему углу-камину и по нему подняться на Западный гребень.

Путь подъема по Западному гребню до вершины Главный Галдор описан в маршруте 6. От исходного бивуака 5-7 часов. Спуск по пути подъема.

Назад к маршкутам:6|7|

6. Галдор Главный по Западному гребню (маршрут комбинированный И. Сужаева, 4Б к/тр).

Путь от поляны "Нахашбита" (группа 4-8 человек) до морены, ведущей к леднику Галдор, описан в маршруте 1. Отсюда по моренам подняться к леднику Галдор. Затем, двигаясь по крутому леднику, преодолев в левой стороне перерезающую его трещину, перейти на правую сторону. Далее, придерживаясь правой стороны (слева возможен камнепад), подойти под седловину Суганского хребта между вершинами Цухгарты слева и Главный Галдор справа. С ледника по крутому ледово-снежному склону, затем осыпям подняться на седловину, где разбить бивуак. От поляны "Нахашбита" 4 часа.

На седловине свернуть вправо и выйти на скалы Западного гребня Главного Галдора. По простому, сильно разрушенному Западному гребню подойти под I жандарм. Этот и следующий за ним II жандарм преодолевать в лоб по скалам средней трудности Далее по простым скалам выйти к III жандарму. Преодолевать его по скалам выше средней трудности в лоб по 20-метровой стенке (крючьевая страховка), а затем обойти вершину жандарма справа по крутым скалам. За жандармом сначала по полке с правой стороны гребня, затем по разрушенным скалам подойти под основной скальный взлет Западного гребня.

Отсюда траверс 80 м вправо-вверх по крутым скалам средней трудности, затем по крутому ледово-снежному кулуару вправо на ледово-снежный гребешок (возможен бивуак - крючьевая страховка). С гребешка 80-100 м прямо вверх (крючьевая страховка) по крутым, выше средней трудности, гладким скалам ("живые" камни) с ледовыми участками. Затем вправо-вверх по 8-10-метровому внутреннему углу и ребру - на заснеженную крутую полку.

С правого верхнего .угла полки прямо вверх по 8-10-метровой стенке выше средней трудности, далее 70-80 м по гладким скалам большого внутреннего угла, затем по гладкой, выше средней трудности, крутой плите подъем на широкую косую заснеженную полку (крючьевая страховка).

По полке обойти большой I жандарм слева и по крутому ледо-во-снежному склону, затем по крутым скалам подняться на перемыч-ку Западного гребня под II жандарм. I жандарм можно обойти и по скалам выше средней трудности (крючьевая страховка) справа с выходом на Южный контрфорс. По правой стороне контрфорса подойти на площадку под большой I жандарм, обойти его справа и выйти на перемычку под II жандармом. С перемычки по широкой полке обойти II жандарм справа и подойти под изрезанный гребень-I "пилу". "Пилу" обойти справа по разрушенным скалам и заснеженным полкам, потом по разрушенным скалам выйти к ледово-снежному склону. По ледово-снежному кулуару левой стороны снежного склона, под вертикальными стенками вершинной башни выйти на площадку к перемычке между вершинной башней и острым "Зубом".

С перемычки прямо вверх по 8-10-метровой выше средней трудности стенке с малым количеством зацепок (крючьевая страховка). Затем по простым и средней трудности скалам разрушенного 60-метрового крутого взлета вершинной башни ("живые" камни - крючьевая страховка) подняться под жандарм. Обойдя жандарм справа траверсом 45-50 м по полкам и скалам средней трудности ("живые" камни), по широкому заснеженному гребню и 5-метровой плите, взойти на Главный Галдор. От исходного бивуака на седловине 6- 8 часов. Спуск с вершины по Южному гребню (см. маршрут 5). Продолжительность маршрута 2-3 дня.

Оглавление

7. Галдор Главный по Северной стене (маршрут комбинированный В. Попова, 5Б к/тр).

Схема

От исходного бивуака (группа 4-5 человек) на снежном плато или морене ледника Южный Хазни (из-за камнепадов в нижней части стены выход в 2-3 часа ночи) подойти к бергшрунду левее нижнего скального мыса Северной стены Главного Галдора, левее огромного ледового сброса. Преодолев бергшрунд, по крутому ледовому склону выйти на скалы левее и выше самого нижнего скального мыса Северной стены.

Далее двигаться вправо-вверх по трудным монолитным, гладким, с малым количеством зацепок, вертикальным скалам, траверсируя узкие скальные желоба, до крутой скальной полки. Пройдя до конца 15-метровой полки, подняться 60 м прямо вверх по трудным гладким скалам с малым количеством зацепок и трещин. Затем подъем вправо по скалам средней и выше средней трудности под нависающими стенками на полку, уходящую влево-вверх от правой средней части Нижнего скального пояса к центру Нижнего ледового пояса Северной стены. По этой узкой, местами прерывающейся и заснеженной, средней трудности, 120-метровой полке влево-вверх к белой жиле. Под жилой тур. Отсюда подъем 10 м по сложным скалам к нижнему ледовому поясу.

По крутому ледово-снежному 120-метровому склону прямо вверх к узкому скальному островку-поясу. По сильно разрушенным скалам пояса с ледовыми участками 80 м вправо-вверх на крутой ледо-вый склон, по нему траверс вправо до небольшой площадки под Вторым скальным поясом Северной стены. На площадке бивуак. От ледника Хазни 10-12 часов.

С площадки 40 м вправо-вверх по сильно разрушенным скалам, по границе льда, затем 20 м прямо вверх по трудным зализанным скалам - на косую, залитую льдом полку с большим снежным карнизом, который лучше обойти справа. По полке выйти на площадку под основание желтой стенки.

С площадки прямо вверх (искусственные точки опоры, лесенки) по 10-метровой расщелине, образованной двумя плитами, затем - по гладкой трудной 10-метровой стене, переходящей в верхней части в 2 - 3-метровый навес (искусственные точки опоры, лесенки). От навеса вправо-вверх по косой расщелине на маленькую заснеженную площадку, куда вытаскиваются рюкзаки. Отсюда прямо вверх по трудным скалам 40-метровой стенки (искусственные точки опоры, лесенки) до горизонтальной полки под основанием ребра. Из-под ребра 3 м вправо-вниз и по трудным скалам стенки подойти к крутой плите. Далее прямо вверх 15 м по крутой, с малым количеством зацепок плите, затем по узкой расщелине и 10-метровым разрушенным скалам ребра - на ледовый склон широкой, косой, уходящей влево-вверх полке, ограничивающей Второй скальный пояс. Здесь бивуак. От предыдущего бивуака 12 - 14 часов.

Далее траверс 80 - 100 м влево по границе льда и скал к большой выступающей скале Третьего скального пояса. Обойдя -скалу справа, подниматься траверсом вправо под стенами Третьего пояса по границе льда и скал, пересекая многочисленные желоба (возможен камнепад), до выхода на правое ребро. С ребра спуск вправо на широкий ледово-снежный склон, спускающийся из-под вершинной башни. Придерживаясь скал левой стороны склона, подняться под скальную вершинную башню, обойдя справа большой снежный карниз.

С ледово-снежного склона подъем 40 м по трудным скалам с малым количеством зацепок левой стороны обледенелого внутреннего угла, затем по 20-метровой узкой расщелине. Далее по трудной гладкой мокрой плите с небольшим нависающим участком (лесенки) выйти на полку. С полки 80 м прямо вверх по сильно разрушенным, средней трудности, скалам и по 80-метровой сложной, состоящей из крупных блоков, стенке достичь Восточного вершинного гребня.

На гребне свернуть вправо и по острому скальному, с мелкими жандармами средней трудности 180-метровому Восточному гребню подняться на Главный Галдор. На площадке, не доходя 40 м до вершины, бивуак. От предыдущего бивуака на стенке 10 - 12 часов. Спуск по Южному гребню (см. маршрут 5).