Майские сборы, г. Фишт, 1-10.05 2005г.

С появлением в сети официального сайта "Дигории" мой сайт все больше клонится в сторону "домашних страничек" - обо мне, друзьях и т.п.

Впрочем, тематика остается без изменений. Интересующимся - сочинение на тему "как я провел каникулы у бабушки", или - впечатление от альп. сбора под в. Фишт, май 2005г.

Сбор проводился на базе Волгоградского клуба ГРЭТА, что означает "Группа экстремального туризма и альпинизма". Руководитель сбора - Курбангалей Александр Викторович, I/III. В этом году сбор был небольшим, 1 отделение новичков, 1-"значков". В прошлом году на сборе было ок. 60 человек, цифра внушительная даже по временам профсоюзного альпинизма. Ну во-первых, это мероприятие было для меня внове применением высоких информационных технологий: впервые я "повелся" на подобное мероприятие по объявлению на форуме клуба "Мангуп", впервые знакомился со своим отделением, обсуждал снарягу и раскладку в интернете, для чего пришлось организовать собственный форум. Результат понравился.

Мы, иногородние участники сборов Я (Харьков), Николай (Москва), Дима (Винница) встретились 29.04 в Краснодаре и зафрахтовав такси, первыми прибыли в Каманномостскую - место общей встречи. На базе, у администрации которой предлагалось навести справки о сборе, информации никакой не было. Заявление о том, что к ним собирается заехать три десятка человек привело администрацию в состояние радостного предвкушения, что позволило нам без проблем свалить на базе рюкзаки и идти знакомится с местными достопримечательностями.

Нас интересовали две:

Результат оказался удручающим: человека не оказалось, местное пиво по всем статьям в подметки не годилось "Балтике" №3, которая, впрочем, была в изобилии.

"Балтику" давали в весьма приятном заведении над р. Белой, где местные предприниматели, следуя заветам О. Бендера, зарабатывают себе на жизнь нехитрым способом: загородив щитами мост, переброшенный через каньон Белой, пускают полюбоваться на него сбоку, взымая за это мзду в 50руб.
От зрелищ мы отказались, "хлеб" в виде чанахи, шашлыка и пива произвел самое благоприятное впечатление.

Решив неотложные проблемы, начали гадать - а где ж собственно наш сбор? Ближе к вечеру пошел подсчет, в каком кабаке можно было бы погулять, если включить в счет стоимость нашего перемещения в Каменомостскую от мест проживания.
Несколько разрядил обстановку мужик на "жигулях", обрушившийся на нас с воплями "волгоградский альп. сбор" - впрочем, оказалось, что это еще один иногородний - Евгений из Новороссийска, так же участник моего отделения.

Короче, к 18-и часам, к-рые были обозначены в положении о сборе как "время Ч" - "не приехвашие к 18-и часам на сбор не допускаются" - в рядах царило смятение и информационный вакуум. Вроде кто-то видел, что утром большая толпа уехала в Гузерипль с воплями "Фишт" - не наши ли? Как туда добираться в условиях повального начала отмечания праздников местными водителями? Где этих искать? Или домой? В таком минорном настроении пошли встречать последнюю электричку из Армовира - скорее для порядка.

Все хорошо, что хорошо кончается. Из электрички вывалила толпа явно альпинистского вида, даже со сноубордом и мы "нашлись". Тут же состоялось знакомство с недопущенным к сбору собственным распоряжением (время шло уже к 20.00) руководителем сбора - Александром Курбангалей и остальными участниками. Переговоры с празднующими водителями тур базы довольно быстро позволили найти непьющего водителя ГАЗ 66 и мы тронулись.

Первая ночевка была на поляне под Гузериплем, где основное население - водники, развлекающиеся рафтингом на Белой. Здесь же поступило предложение употребить имеющиеся запасы спиртного, поскольку на сборе, как оказалось, свирепствует "сухой закон". Установка лагеря и употребление происходило под 1-м, но, к сожалению, далеко не последним дождем. Как человек опытный и с большим стажем должен отметить, что искусство потребления напитков в "Грэте" находится на должном уровне, проводится методически грамотно и с большим энтузиазмом.

С утра, собрав под очередным дождем лагерь, погрузились в тот же "газон" и поперли наверх, надеясь добраться до Партизанской поляны, откуда начиналась пешая часть выхода под Фишт.
Должен воздать нашему водителю: по таким "дорогам" мне приходилось ездить только в геологическом своем прошлом в Якутии, да и то - на АТЛке (малый артелерийский тягач). Раскисшая глина с колеей в пол-колеса, в колее - ручьи и камни, скорее стенки, которые приходилось брать с разгона. После пары посадок на мост и некой поломки, которую ликвидировал "значек" Федя - в миру авиатехник - мы таки доехали до места, про которой даже наш водитель выразился неприлично и предложил дальше тренероваться пешком. Часом позже, по некрутому тягуну мы вышли к приюту на Партизанской поляне, где и решили пообедать.

Послеобеденный расслабон, имеющийся в "заначке" день и мокрые палатки в рюкзаках навели нас на мысль, что неплохо бы и просушиться, благо погода позволяет. Предложение было встречено с энтузиазмом, было решено ночевать на приюте. Предупреждение: приютом заведует дедушка апостольского вида, весьма неравнодушный к спиртному и похоже, не совсем чистый на руку: вечером у меня "испарился" каримат - дед естественно, ничего не знал и даже пытался провести расследование среди нашей компании. Правда, из-за плохой звукоизоляции он, видимо, услышал наше с Александром обсуждение дальнейших действий по декриминализации этого приюта - проснувшись утром, обнаружил каримат, аккуратно стоящим рядом со своим "ложем"

Около 9 утра закончили паковать мешки и поперли наверх, имея задачей через пер. Гузерипль и пер. Армянский выйти к приюту под в. Фишт, где и начать заниматься альпинизмом. Должен признаться, что последние 2 года, которые я занимался исключительно гантельным спортом (с телефонной трубкой) сильно выбили из колеи - переть за 25-летними "лосями" оказалось очень не просто.
На Гузерипле попали в "молоко" и некоторое время провели в раздумьях - на какой же стороне перевала мы находимся? Мое понимание направления на юг совпадало с белой стрелкой завалявшегося в "банане" китайского компаса, у которого почему-то стрелка была не сине-красная, а красно-белая. Волгоградские же знатоки утверждали, что на юг должна казать красная часть стрелки, и нам, соответственно, в другую сторону. Благо слегка раздуло, и волгоградские ориентировщики были уличены в географической безграмотности.

Около 7-и вечера через пер. Армянский спустились к пр. Фишт (~1300м).
Приют представлял из себя торчащие из снега 2-е этажи 2-х домиков, несколько на отшибе из снега же торчало 10-15см конька крыши местного туалета. Поскольку сухой закон вступил в силу, продукты и газ брались "под расчет" - особого отмечалова не производилось. Как злостные нарушители, хоронясь в палатке по которой барабанил очередной дождь, приняли спиртику, который приберег запасливый Николай. Пили исключительно в интересах дела, за погоду.

На утро стало понятно, что не зря мы положили свою печень на алтарь общего дела - солнце светило вовсю. Как в старые добрые времена, после построения с соответствующей случаю речью Курбангалей, начались занятия. "Значки", которым этот сбор должен был принести звание разрядников пошли "грызть скалы", а мы, новички, отправились осваивать передвижение по снегу. Вокруг лагеря масса удобных полей 35-55град. для этого дела, одним из них, для начала не самым крутым, мы и воспользовались.

Фишт по 1б - это 1400м (по вертикали) снежного склона, местами до 60-65град. крутизной. Естественно, больше всего меня волновало индивидуальное движение по снегу и самозадержание при срыве - визуально просматривались участки, с которых "улетать" было бы нежелательно. Короче - стандартная программа: запрессовываем ступени, подьем/траверс/спуск, 3 такта, задержание из разных положений. К часу дня все участники, экономящие на снаряге, были (по их заявлениям) мокрые до трусов и я решил, что моя миссия исполненна. После продолжительного обеда пошли проведать "значков", кроторые учились совать в скалу различное железо под присмотром Александра. Отобрав у них одну из веревок, потренеровались в свободном лазании, несомненным лидером в котором оказался наш единственный участник женского полу - Женя из Волгограда. Должен сказать, что на меня произвела впечатление подготовка волгоградских ребят: у них там практикуется ступенчатая подготовка и люди, прошедшие НТП смотрятся очень неплохо, во всяком случае первичные навыки - узлы, блокировка системы, приемы лазания и т.п. у них уже есть.

Паралелльно с занятиями один из "значков" получил возможность совершить лишнее восхождение: на подходах мы встретили группу Сумчан, попросивших отвести их на гору. К восходителям так же присоеденилось несколько человек из самарской группы (об этих красавцах речь впереди). Восхождение, как и занятия, прошли благополучно, и с чуством исполненного долга усе легли баиньки.

2-й день сбора ознаменовался выходом "значков" во главе с Александром на 1б - открываться, наши планы похерил дождь, начавшийся часов в 8 утра - об скальных занятиях не могло быть и речи. Такая погода подвигла к обустройству лагеря: помня свои сборы в аналогичной обстановке, захватил с собой большой тент, который мы растянули над выкопанной в снегу ямой, что позволило сидеть в нормальном положении. Из вынутого снега даже сложили ветрозащитную стенку, которую, впрочем, на следующий день "съел" дождь. Что б не тратить время даром, занялись теорией - движение в связках, узлы, безопасность в горах.

Следующий день так же не порадовал погодой, принеся лишь одну "радость": выбеленные снегом скалы на Фиште. Сопоставляя описание маршрута с тем, что на верху лежит 30-50см. свежего снега, решил, что скалы нас подождут - лучше еще день снежных занятий. На этот раз мы отрабатывали движение и страховку в свяхках, под конец - на 70град. снегу, в т.ч. с прыжком через трещину со страховкой.
>"Значки" в это время отрабатывали тактику "соло" - подъем с самостраховкой, спуск со снятием промежуточных точек, подъем на зажиме. Еще раз похвалю эту команду: весь народ имеет солидный для своего возраста опыт в горном туризме, в т.ч. и опыт руководства; скальная подготовка, даже не столько лазание, сколько работа со снарягой - видел я и второразрядников с худшей

На следующий день планировался выход наш - на 1б, значков - на 2а. Проснулся в 3 часа под привычный шум дождя, решил, что отделению новичков экстрим ни к чему и с чуством исполненного долга продолжил спать. День прошел в лени и скуке, как обычно - под шум дождя, прибавляющего наверху новые сантиметры снега. С Фишта пошли небольшие лавины, добавляя мне оптимизма. Вечером познакомились с местными егерями - приятными мужиками из Гузерипля, мотающимися по всей территории заповедника. В их каморке народу удалось обсушиться перед 2-й попыткой восхождения. Значки точили зубы на 2а.

Из-за снежной обстановки решил выходить в час ночи - благо слегка приморозило, снег начал смерзаться. В 1.30 вышли. 1-й подъем, выводящий на плато Фишта - 35-40град. снег, ок. 500м по вертикали. Подъем представлял собой иллюстрацию к книге Отуотера "Охотники за лавинами" - там, где он приводит признаки лавиноопасного склона.
>В конце подъема подошли к классической "висячей доске", уже аккуратно нарезанной на блоки и готовой на все. Не знаю, прав я или нет, но на мой взгляд подобные риски - не для первого восхождения новичков. Считаю что то, что нормально для спортивной группы, имеющей закрепленные навыки движения по рельефу, понимание, чем "все это" может закончится - лишний экстрим для попавших 1-й раз в горы, не имеющих за душой никакой серьезной подготовки. Впрочем, это сугубое ИМХО Поскольку по описанию у нас впереди маячил явно лавиноопасный пологий кулуар, который простреливал путь подъема (и спуска) с боков - к молчаливому неудовольствию участников дал команду "на@й с пляжа". Спуск превратился в отработку "спуск в 3 такта" - подмерзший снег, крутизна местами до 50град, настоящих вибрам почти ни у кого не было, не говоря уж о кошках. Короче, разворачиваться спиной к склону народу особо не хотелось. К 6-и утра вернулись в лагерь. День прошел под разочарованными взглядами участников, прощающихся с вожделенным значком "Альпинист России", в ожидании "двоешников".
Я, впрочем, волновался не особо: было похоже, что погода "стала", солнце жарило свежий снег на склонах - можно было надеятся на нормальный выход. Егеря подкинули мяса и картошки - готовим жареное мясо с картошкой, блюдо в этих краях редкое.

Хрен там - погода стала. В 3 ночи срывается дождь, тепло, снег не смерзается. В конце концов, мне оно не надо - объявляю выход "решением отделения". Отделение, при одном отказавшемся, единодушно - вперед и вверх. Ну, вверх так вверх. Проходим вчерашний крутяк, с удовлетворением вижу 3 свежие лавины в том самом кулуарчике... и тут мое отделение начинает "пробивать на донышко" - что свойственно, скорее Памиру. Общем 4 участника, из которых один прет как танк (так и пробуцал всю гору снизу до верху первым - респект!), двое пытаются уедениться каждые 15 минут - что на снежных полях Фиштинского плато задача не простая, еще одному - так же хреновато, но в чем это выражается - непонятно. Идем не торопясь, но вверх.

Под кулуаром, ведущим на перемычку гребня, попадаем в "молоко", видимость 2-3м. Здорово помогают спусковые следы "двоешников", которые, впрочем, периодически теряются. Как раз в такой момент начинаю понимать, что перемычка где-то рядом, а на ей, говорят, в другую сторону висит карниз. Связываемся. Док, идущий первым, получает заряд бодрости от моих объяснений: когда он полетит с этого карниза - значит, мы нашли перемычку. Похоже, сильно обрадовался, но прет первым без возражений. Правда, начинает с большим рвением искать спусковые следы и быстро их находит.

Гребень по описанию узкий, с одной стороны - снежный крутяк, с другой - карнизы. С радостью узнаю, что у одного из моих участников - боязнь высоты. Впрочем, видимость продолжает оставаться 2-3м., никакой "высоты" не видно. К "обычному" гребневому ветру добавляется мелкий дождь, весьма неприятный для физиономии. Находим "вроде вершину", делаю круг на веревке - ни хрена не видно - таки нахожу еще путь вверх. На 2-м подобном пупыре подобным образом не нахожу ни пути вверх, ни продолжения следов предыдущей группы. Сопоставив это дело с описаниями, к изумлению участников сообщаю, что они таки на 1-й своей вершине.
Энтузиазм в массах быстро гасит погода и мое сообщение, что до 70% НС приходится на спуски. Со страховкой проходим предвершинный взлет и сыпемся вниз.

По ходу дела один из участников меняет диарею на признаки гипертонического криза - благо, в легкой форме. Пользуясь случаем, учу россиян "мове" - идиома "не срачка так болячка" приходится очень к месту. К часу дня "изрядно ощипанные, но не побежденные" свежие "значки" в лагере.

Внизу погоду раздуло, народ вроде с ног не валится - предлагаю все-таки после отдыха провести скальные занятия - программу надо выполнять. К чести отделения - предложение принимается. Вылазим на "фиштенок" - приличный камешек на поляне - и несколько часов гоняем с железом движение в связках с последующим дюльфером и продергиванием. Народ тормозит, но работает.

В это время наши "уже почти разрядники" с Александром и попросившимся в команду Михаилом - третьеразрядником из Краснодара - рубятся на 2б скальной. Хотя умом понимаю, что 6-местный "паравоз" не может приехать со скального маршрута раньше 8-9 вечера, начинаю волноваться: местные маршруты изрядно "раздеты" из-за небольшой высоты вершины, и маршрут, как я его вижу, тянет скорее на честную "тройку", если не "четверку", плюс невидимый мной "ключ" за перегибом. Впрочем, как выяснилось позже, я не совсем правильно его представлял - по истинному пути нормальная 3а, не больше. Короче, с учетом небольшого запаса светлого времени, назначаю на 7 вечера выход навстречу группе с аптекой и подручными для транспортировки - на всякий случай. Вежливые разрядники появляются в поле зрения на спуске в 19.00 - отбой.

Завтра уходим к морю. Ушедшие утром егеря оставили нам свою каморку с печкой и кучу домашних продуктов. Перебираемся в дом, сушим шмотки перед выходом. Под егерскую закуску в очередной раз нарушаем "сухой закон", добиваем в метре от храпящего начальника запасы спирта Николая. На этот раз - по бла-ародному, за столом, с добавлением в раствор сахара и лимончика, под соленого кабанчика и последнюю "неучтенку".

Утром вяло собираемся и выходим на Белореченский перевал. Погода в своем репертуаре - начинается дождь с приличным ветром, ни хрена не видно. Я, то ли с бодуна, то ли по другим причинам организма, как говорили мы в школьные годы - "тащусь, как мокрая фуфайка по асфальту". Организм не понимает, куда его гонят и что у него сзади примостилось такое тяжелое. В таком состоянии тащусь по траверсу между Белореченским и Черкесским. В разрыве облаков обнаруживаются некие домики, ввергающие Александра в ужас: по его представлениям, на Черкесский нам чуть ли не в другую сторону. Правда, попутно выясняется, что по его мнению, мы и пришли с другой стороны. Благо, начинает раздувать, ориентация в пространстве восстановлена, пока готовим обед группа разведчиков из самых здоровых (понятно, без меня) выходит на перевал. После обеда организм начинает осознавать себя, уже идется чуть легче.

Проходим Черкесский, траверсом подходим под Веселый спуск и на Холодном роднике ночуем. Тут же проводится официальное построение - закрытие сбора.

Утром, по привычному уже дождю, собираем манатки и спускаемся к кордону. Все расслабились, выходим по мере готовности, за что и получаем: у кордона выясняется, что одного из наших не хватает. Вобщем, "наша песня хороша, начинай сначала" - поднимаемся обратно к Холодному, по пути исследуя склоны, куда можно слететь, 2-я группа подрезает возможные варианты спуска по низу. Ну и дождь, понятно. Где-то к 12-и пропажа находится самостоятельно.

В Бобок-ауле встречаем поредевшую группу из Самары, которая была под Фиштом. Они пошли в радиалку, оставив заброску на приюте. По разговорам картина такая: руководитель отправил 4-х на Черкесский самостоятельно, сам побежал за заброской. Опыт группы - раньше ходили в "еденичку". Девушке в одной из пар плохо, предложили "идите, мы догоним" и пропали. Те к-рые пошли, ждали 4 дня в Бабуке непонятно чего. "Руководитель" наткнулся в дороге на группу из Новороссийска, с ними и пришел в Солох-аул. Пропажа, как выяснилось, нашлась благополучно - плутали 2 дня, вышли в населенку.

А у нас всех в голове большая бутылка пива, к сожалению, она более чем в 20-и км, в Солох-ауле. Предложенная цена в 4000р за ГАЗ 66 воспринимается как непомерная и гордо отвергается, что бы где-то в 18часов трансформироваться во фразу Николая: "4000? Это что, каждый из нас заработал по 350 руб. за этот переход?!" Часам к восьми, почти никакие падаем на прилавок магазина в Солох-ауле и добираемся до вожделеного пива. Попутно происходит братание с новороссийцами: новороссиец Женя из моего отделения ходит с этой компанией. Есессно происходит предъявление ордена "Альпинист России" бледнеющей от зависти публике.

Тут нас и находит раздобывший где-то УАЗик Александр, и мы на нем, а остальные на автобусе - спускаемся в Драгомыс. Часть народа идущего в замыкающих (все шли как хотели - мы, напр. без обеда) - остается ночевать в Солохе, так и не попрощались. В Драгомысе Александр имеет давнюю "базу", где можно помыться и переночевать. Закупаемся "равнинными" явствами и начинаем отмечать окончание сбора. В 0 часов, как белые люди, мы с Димой отбываем на ж/д вокзал Сочи на такси, заранее заказанном к воротам дома.

Личные впечатления:

А вообще - отлично провел время! Еще раз привет всей честной компании, в особенности - тем, с кем не успел попрощаться.

Хотелось бы услышать заметки о снаряжении и личном и групповом и бивачном, мне кажется это важным. Пусть это будет как критические заметки о снаряге, чтоб в следующий раз не было проколов. - Это из пожеланий, высказанных на форуме по поводу моего "отчета".
Что ж о снаряге, так о снаряге. Это личное мнение, есть желание - спорим в форуме.
Лично мне сильно облегчали жизнь 2 девайса: термобелье и пластиковые ботинки.
На мой взгляд обувь - главный прокол в моем отделении. Столь популярные ныне трекиноговые ботинки НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к ботинкам для восхождений не имеют. Основные недостатки:

Последнее в данных погодных условиях не понадобилось, однако если бы сбор проходил при хорошей погоде (замерзающий ночью снег)- то отсутствие кошек сделало бы восхождение более длительным, на 20-30%.
Шмотки. Конечно, если тащить все на себе - приходится экономить. Однако все-таки иметь 1-2 сменки обязательно, что бы не изображать мокрого ципленка перед восхождением. Если "мембрана" не по карману - обязательно непромокаемую накидку. Общий вывод: если заниматься альпинизмом - надо тратиться на личное снаряжение, пусть (в крайнем случае) из "секонда", но специализированное. Времена "альпийского нищенства", надеюсь, ушли в прошлое вместе с СССР.
Организация питания. Об этом я уже упоминал. Конечно, организовать в этих условиях питание больших (напр. по отделениям) групп не просто. Хотя можно - на парах однотипных горелок или примусах. Мое "совковское" воспитание весьма нервно относилось к ситуации, когда двое едят, трое уже поели, а еще пятеро смотрят голодными глазами на собственную горелку и в миски товарищей. Но это лирика.
Из "физики":
Вместо схемы побудки перед выходом "дежурные - группа - инструктор", приходится будить всех. (с учетом, что в тех же палатках спят люди из другого отделения, то и их то же) Различие в мощности горелок и количестве людей на одну горелку приводит к тому, что одни уже поели и шарахаются без дела, другие только приступают. Куча "микродежурных" и "микрозавхозов".
На мой взгляд, эта схема не способствует организации отделения как единой команды (это обязательно проявилось бы на более длительном сборе) и во многом способствует затягиванию сборов - рекорд на этом сборе - 1,5 часа от подъема до выхода, обычно 2. Я привык к цифрам 40 мин. - час. Сильно затягивается время (в чел/часах) на приготовление: при "общем котле" достаточно отправить с занятий 2х дежурных и продолжать работать с остальными, тут же - все "при деле"
Вывод: в идеале - готовить на все отделение на паре горелок (примусов). Если нет - единый завхоз, выдающих продукты на готовку - то ли по горелкам, то ли дежурным, готовящим на всех горелках одновременно. При "погорелочном" питании - обращать внимание на то, что бы группы на одну горелку были примерно равные, время готовки совпадало.

Быт.
Недельная стоянка на снегу - занятие для организма не привычное, особенно при неустойчивой погоде. Стоит выделить 3 момента:

На мой взгляд, такой сбор должен иметь в качестве обязательного группового снаряжения пару легких (благо, в них не жить) хоз. палаток и тент для организации кают-кампании. Так же на плохо бы предусмотреть, сверх продуктовой раскладки, запас для вечерних чаепитий - как общественный груз.
Я не думаю, что тут есть необходимость обсуждать специальную снарягу участников: во-первых, об этом писали люди, намного более опытные, чем я, во-вторых - ИМХО она была вполне на уровне предполагаемых маршрутов. Имелась проблема с касками - все-таки голова своя, хватит экономить со строительными касками! Ну и уход за снаряжением, что, впрочем, скорее от недостатка опыта: после занятий или восхождения веревка должна быть повешена на просушку раньше, чем собственные носки!